Земляничные дюны Любохны
Ч.1.
Полевика
Как же долго и нудно отрывать эти хвостики!!! В свете
июльского полдня, благоухая ароматом, на столе лежала горой
полевика. Она – же – полевая клубника. И эту, казалось бы,
необъятную гору нужно было перебрать, оторвав от каждой ягодки
зеленый листок с ножкой или без неё. Но работа спорилась. И к вечеру
в латунном тазике уже варилась свежая ягода полевой клубники,
собранной на луговых дюнах левого берега реки Болва в поселке
Любохна.
Полевая клубника – полевика.
… Протока была узкой, но глубокой. Пробуя «заколоться» байдарочным
веслом, дна у неё я так и не нашел. Пришлось, отталкиваясь от
берегов протоки, переходящей в старицу, подниматься по ней выше, в
поисках удобного выхода на берег. И вот, наконец – то – место
найдено! Небольшая полянка с твердым грунтом. Разгружаем лодку.
Вынимаем ведра, вылезаем. Надувную лодку закрепляю канатом за ивовый
куст и по тропинке поднимаюсь выше, к обещанным земляничным полянам.
Как ни странно, приглашение в поход за полевой ягодой, я, вначале,
воспринял с изрядной долей скептицизма. Какая ягода? Где? За Болвой?
На лугах? Чтобы ползать полдня на животе ради двух – трех литров
заветного продукта? Тем не менее – решение принято! И вот я здесь.
На левом берегу р.Болва в п.Любохна. В местечке, со странным
названием «Слюз». Стоя с ведром, поначалу и не видя ягод, я,
практически полностью понимал, что затея со сбором полевики – пустая
трата времени. Но только стоило присесть… Зеленые пригорки, лощины,
похожие на дюны вмиг поменяли цвет! Ягоды, ягоды, их сотни, тысячи.
Скрываются под каждым листком, под каждой веткой! Можно не поверить,
но на трех – пяти квадратных метрах можно набрать 5-8 литров! Что и
было сделано.
Урожай полевики (луговой клубники)
Ч.2.
Луговые дюны
При сборе ягод я обратил внимание на странное строение рельефа на
лугу. Один за другим, сменяя друг друга, луг пересекали длинные
холмы и впадины, похожие на нанесенные ветром дюны. Как будто кто –
то взял и прошелся здесь огромным гребнем, взборонив и перевернул
тысячи тонн земли. Лугоые дюны. Их длина, порой, достигала 250
метров, высота – 2- 4 метра. Откуда они могли взяться? Какая сила их
создала? Человек? Природа? На лугу, шириной около 350 метров этих
дюн было около тридцати. Большие, маленькие – но все без исключения
– полукруглой, скорее «месяцеобразной» формы.
Фрагмент спутникового снимка «луговых дюн»
Выраженные складки местности участка «луговых дюн»
Сам луг правильнее бы было назвать островом. С юга и востока он
окружен водным рвом – старицей (старое русло). С запада и севера –
современным руслом реки Болва. Что же заставило реку так изменить
свое русло? Ведь дюны, следуя логике, скорее всего намыты речным
песком за длительное время. Что было в этом месте? Почему так
изменился рельеф? Ведь нигде, на всем протяжении Болвы, такого
больше не встретишь!
Ч.3
Шлюз
Если посмотреть на Трехверстовку Шуберта 1869 г. издания, то можно
обнаружить, что где – то в этом месте на реке была устроена
пристань.
(фрагмент карты Шуберта 1869 г. издания)
Позднее, в конце 19 в. здесь была лесопильня и пивоваренный завод.
Если же поднять историческую справку о п.Любохна, можно обнаружить,
что:
«Любохна – поселок городского типа (с 1939) Дятьковского района
Брянской области, в 12 км к югу от Дятькова, на правом берегу Болвы.
Упоминается как деревня с 1626; в 1755 построен чугунолитейный завод
(в 1836 реконструирован и назван Сергиевским). В XVIII веке -
владение Гончаровых, в XIX веке переходит к Мальцовым. Входила в
приход села Слободище. В 1857 построен каменный храм Казанской иконы
Божьей Матери (закрыт в 1930, не сохранился). К середине XIX века -
одно из крупнейших сел Мальцовского промышленного округа: здесь были
открыты бумажно-веревочная фабрикака (с 1842), лесопильный завод (с
1890), предприятия пищевой промышленности (первый в России
сахаро-рафинадный завод - с 1840; пивоваренный завод).
Железнодорожная станция (первоначальное название - Сергиевский
Завод) с 1877 года. С середины XVIII века до конца XIX века имелась
пристань на Болве. С 1885 работала церковно-приходская школа; к
началу ХХ века действовало двухклассное училище. С 1861 по 1924 -
волостной центр Брянского (с 1921 - Бежицкого) уезда, затем в
Дятьковской волости, Дятьковском районе (с 1929). При отнесении
Любохны к категории поселка городского типа ее название
предполагалось изменить на "Чкалов". Крупнейшее современное
предприятие поселка - чугунолитейный завод ("Сантехлит").»
( Источник:
http://www.kray32.ru/dyatkovskiy001.html )
Вот что писал Влади́мир Ива́нович Немиро́вич-Да́нченко в
своей книге «Америка в России» именно об этом месте, которое он
посетил в 1880-х г.г. 19 века :
«Разлив Болвы здесь был особенно красив. Льдом недавно
разбило мост; пока построится прочный новый, был проведён для
железной дороги временный. Сообщение, таким образом, не
останавливалось ни на один день.
Отсюда открываются дивные дали. В водополье, недвижное как зеркало,
входят мысы, поросшие кустами и ещё сквозными пока рощицами. Далеко,
далеко отступил лес; из-за смутной синей каймы его едва мерещится
какая-то церковь... Крест её то блеснёт как звездочка, то потухнет
опять.
Около нас, у самого шлюза, кипит суетливый труд. Десятки труб
дымятся над спокойною гладью разлива и неугомонною, пенящеюся от
злости, водою шлюза.
А тут же, только немного в стороне, мирное небо, с которого веет благоговейною тишиной, опрокинулось в воду, смотрится в неё... По самой середине воды остановилась, точно заснула, маленькая лодочка, и какой-то седой старик замер в ней с удочкою в руках...»
Любохна. Глава из книги "Америка в России" , 1882 год.
Так вот, оказывается, откуда происходит этимология названия
местечка «Слюз» в Любохне! «Слюз» - это измененное слово «Шлюз»,
который здесь перегораживал реку Болва на протяжении полутора веков,
намывая современные «земляничные дюны», скрытые, на протяжении почти
200 лет толщей воды! На месте современного луга, в 18-19 в.в.
располагалось огромная водная гладь. Именно её описал В.И.
Немиро́вич-Да́нченко в своей книге «Америка в России», поразившись
красотой и спокойствием этого места! Сама же река, перегороженная
шлюзами, над которыми по мосту проходила Мальцовская железная
дорога, приводила в движение колеса водяных механизмов лесопильни.
Старый железнодорожный мост через р. Болва возле с. Любохна. Фото 1900-х г.г.
Располагался в 800 м. выше по течению от нынешнего. К мосту вела насыпная дамба.
(Иллюстрация из бюллетеня "Крылатый семафор" Сборника материалов по истории железных дорог Калужской области. Том 2. с.37.
изд. ООО "Полиграф - информ" Калуга - 2010 )
Современные карты масштаба 1:25000 (в 1 см – 250 м.) сохранили
остатки старинного земляного вала
(насыпи), перегораживающего реку Болва, по верхней
кромке которого, вплоть до 30-40 х г.г. 20 в. проходила железная
дорога.
(фрагмент современной карты масштаба 1:25000)
(Фрагмент карты РККА масштаб 1:50000 30-г.г. 20 в.)
Как подтверждает карта РККА, к началу Великой Отечественной
войны, была уже создана насыпь для новой, ныне действующей железной
дороги. Мост же и участок полотна до п.Цементный (ныне – г.Фокино)
достроить не успели, поэтому он, мост, и указан на карте, стоящим на
правом берегу Болвы, в стороне от реки. Железнодорожное сообщение
шло по старинному, ветхому, ещё Мальцовскому земляному валу. Далее,
в районе старого шлюза, был мост, через который железная дорога
пересекала Болву. После моста, железная дорога шла по территории
современной ул. Молодежная в сторону чугунолитейного завода, где
располагалась станция Сергиевская. Остатки старого моста до сих пор
лежат на дне Болвы, вспарывая её течение старыми швеллерами с
ржавыми заклепками и отпугивая своим грозным видом туристов –
байдарочников.
Заключение
Вcё
изменилось. Там, где плескалась речная гладь, мы собираем ягоды.
Весной соловьиные трели сменили грохот водяных колес шлюза и
паровозные гудки.
И мало кто вообще помнит, что это место зовется «Шлюз» или «Слюз»,
или как то ещё там…
Но прошлое – на то и прошлое. Без него нет настоящего и будущего.
Приезжайте, собирайте полевику в конце июня - начале
июля ! Современная карта и моя история Вам
в помощь!
© Бобылев Александр Николаевич Апрель 2015.
Delta travel group